Без перерыва на обед
RPA или Robotic process automation — это способ автоматизации бизнес-процессов, основанный на использовании виртуальных помощников. Их принцип работы подразумевает, что они могут взаимодействовать с информационными системами не только через программный код, но и посредством пользовательских интерфейсов — так же, как это делает человек.
Фактически это виртуальный сотрудник, который способен работать круглосуточно, без выходных и отпусков, и за которого работодателю не нужно платить страховые взносы и налоги. По https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2020/07/ru-ru-di... KPMG, то, на что человеку требуется 10-15 минут, робот делает за 1 минуту, а количество операционных ошибок при этом снижается на 80-95%. В отличие от классической программной автоматизации технология отличается простотой внедрения и экономичностью: в среднем, проект занимает около 3 недель, а срок его окупаемости составляет около года.
Неудивительно, что спрос на роботизацию бизнеса растет так быстро. По https://www.grandviewresearch.com/press-release/global-robot... экспертов, к 2027 году рынок RPA будет оцениваться в $25,56 млрд с совокупным среднегодовым темпом роста в 40,6%. В условиях пандемии этот тренд приобретает особое значение. Исследование Всемирного банка показало, что последние эпидемии ощутимо https://www.livemint.com/news/india/world-bank-study-shows-e... производительность труда. Роботизацию называют одним из способов противостоять дальнейшему снижению продуктивности. Но что именно способен взять на себя робот?
Связывая «цифру» с бумагой
RPA-инструменты стали незаменимым решением во многих областях.
В том числе и в области документооборота, где они работают в связке с другой растущей технологией — оптическим распознаванием текста (optical character recognition, OCR). Виртуальный помощник распознает данные с отсканированного бумажного документа и далее оперирует этими данными в зависимости от процесса: например, вносит в 1C или SAP данные по счетам на оплату, где на их основе автоматически формирует платежные поручения.Роботы способны быстро и точно выполнять многоступенчатые задачи с обращением к разным инфосистемам. Если при проверке корпоративной почты робот найдет письмо от сотрудника с информацией о расторжении договора с клиентом, сначала он изменит его статус в учётной системе, затем сформирует в системе бухгалтерского учета отчёт с финансовой оценкой договора и отправит на почту ответственному за проект сотруднику.
Сфера применения RPA очень велика: роботы рассчитывают зарплаты, ведут учет рабочего времени, управляют договорами и счетами, обрабатывают платежи, выполняют резервное копирование данных. В России лидерами по внедрению RPA являются крупные финансовые компании: в банке ВТБ в данный момент действуют около 30 роботов, а к концу 2022 года компания намерена увеличить их количество в десять раз. В QIWI роботы выполняют уже 130 процессов в самых разных областях, а их общий эффект оценивается в 42 ЭПЗ (эквивалент полной занятости сотрудников компании).
Подтверждают эффективность RPA и финансовые показатели: банк Johnson Bank с помощью роботизации https://www.nintex.com/blog/rpa-save-time-and-money/ за год более $300 тыс. Этот эффект достигается не только за счет снижения трудозатрат, но и за счет исключения человеческого фактора. Так, в США и Великобритании из-за ошибок операторов и менеджеров компании убытки почти в $40 млрд ежегодно.
Человек не нужен?
Несмотря на всю многофункциональность и гибкость RPA-инструментов, опасения о том, что роботы лишат людей рабочих мест, не имеют под собой оснований. Эта технология призвана качественно улучшить труд человека, а не полностью заменить его. Кроме того, добиться полной автоматизации в некоторых областях пока невозможно. Например в области обработки бумажных документов — документы не всегда приходят в хорошем качестве, и тогда их обработка происходит в полуавтоматическом режиме, когда проблемные места приходится проверять человеку.
В будущем эту проблему может решить относительно молодая технология, в которой RPA соединяется с искусственным интеллектом — Intelligent Process Automation, IPA. Такие роботы могут не только выполнять рутинные процессы, но и принимать решения с опорой на машинное обучение: например, самостоятельно определять, какие действия необходимо совершить с поступившими документами.
Роботизация активно внедряется в самых разных областях. В логистических компаниях роботы обрабатывают информацию с сайтов транспортных компаний, формируют пул заказов и контролируют работу перевозчиков. В HR — занимаются поиском резюме на специализированных сайтах, отправляют приглашения кандидатам, изменяют статус работников в учетных системах компании на основании приказов о зачислении на работу или увольнении. В банковской сфере собирают информацию о потенциальных клиентах в открытых и закрытых источниках для принятия решений о приеме на обслуживание.
Пока такие решения чаще внедряются в больших компаниях с сильной ИТ-составляющей, однако, по https://www.gartner.com/en/newsroom/press-releases/2020-09-2... Gartner, к 2024 году почти половина новых клиентов RPA-платформ будет из числа компаний, не связанных с ИТ. Аналитики Gartner также отмечают растущую доступность роботизации. Ожидается, что по итогу 2020 года цены на использование RPA-продуктов снизятся на 10-15% и продолжат терять по 5-10% в следующие два года. Это позволяет прогнозировать, что технология RPA постепенно будет проникать и в сектор малого и среднего бизнеса.
Свежие комментарии